ЭЙДЕТИЗМ

ЭЙДЕТИЗМ
ЭЙДЕТИЗМ (от греч. eidos—образ, созерцание, идея), особое психическое явление, близкое к образной памяти, заключающееся в сохранении образа предмета долгое время спустя после исчезновения его из поля зрения. Это в буквальном смысле слова видение отсутствующего предмета и составляет основу зрительного Э. Возможны подобные образы и других чувств: слуховые, обонятельные и пр.; преимущественно изучены зрительные. Те люди, к-рые обладают способностью иметь такие образы, называются эйдетиками. Впервые явления Э. описаны австрийским ученым Урбан-чичем в 1907 г.; он их назвал субъективно-оптическими наглядными образами (Anschau-ungsbilder—А. В.) и считал необходимым различать их от простых представлений, так как они воспроизводят зрительное впечатление с отчетливостью, сходной с галлюцинацией. Открытие Урбанчича долгие годы оставалось без внимания, психологи относились к нему как к редкому явлению; только, когда немецкий психолог Эрих Енш (Jaensch) и его ученики в Марбургском психологическом ин-те подвергли Э. специальному исследованию и выяснили его психологическое значение, тогда интерес к этому явлению распространился по всему миру, везде начали проверять эйдетические явления и обсуждать теоретические построения Енша и его школы. По учению Енша эйдетические образы (название, данное этому явлению Еншем) отличаются от обычной зрительной памяти тем, что обладающий ими субъект (эйдетик) не воспроизводит их в своем представлении, но продолжает действительно видеть их: представляемый образ буквально проецируется на зрительном поле физ. органа зрения эйдетиков так, что происходит соответствующее приспособление зрения к восприятию этого образа; ближе всего их можно сопоставить с картинами проекционного аппарата. Нек-рые эйдетики этот образ видят с открытыми глазами, другие с закрытыми, но и в последнем случае характерным является впечатление перспективного положения—образ видится как бы в некотором отдалении. Енш с этим явлением встречался гл. обр. у подростков. Элементарно эта способность обнаруживается следующим образом: испытуемому предлагается небольшая картинка с сложным содержанием на сером экране; после 20—30 сек. экспозиции картинка убирается, а эйдетик и на пустом экране продолжает видеть показанную картинку и оказывается в состоянии передавать все бывшие на картинке детали, указывая на их раскраску и расположение. По мысли Енша, в основе эйдетизма, как и в основе всех процессов памяти, т. е. следовых раздражений, лежит инерция нервного возбуждения: нервное возбуждение длится и после того, как непосредственно воздействующий на глаз раздражитель удален. Имея в своей основе процесс инерции зрительного возбуждения, Э. оказывается однако не элементарным физиологическим, но сложным психо-фи-зиологическим явлением. Известны две основные формы образов памяти: последовательные образы (Nachbilder— N. В.) и образы представления (Vorstellungs-bilder—V. В.). N. В. хорошо изучены в психофизиологии и представляют всеобщее явление: если фиксировать глазами какую-нибудь цветную фигуру, напр. крест, квадрат, и затем перевести взгляд на белую или серую поверхность, можно увидеть ту же самую фигуру только в дополнительном цвете; так, если основная фигура была красного цвета, то ее последовательный образ будет зеленый и т. д. Что касается образов представления (V. В.), то они являются основой нашей памяти в обычном смысле этого слова:это—следовые раздражения, к-рые то более смутно, то более ярко возобновляются в нашем мозгу, но к-рые существенно отличаются от N. В. Между этими двумя формами образов памяти вдвигаются наглядные, или эйдетические образы (А. В.). Они занимают как бы среднее место между N. В. и V. В., приближаясь у отдельных лиц то к одним, то К другим. Нек-рые исследователи склонны были отождествлять А. В. и N. В., но их раз- личие в том, что N. В. стоят в полной зависимости от движения глаза, А. В. более независимы; А. В. дает изображение преимущественно в положительном цвете, подчиняется всем законам восприятия, образуется от фиксации более сложного объекта, но может образоваться также и без фиксации, совершенно спонтанно, или же по желанию самого эйдетика. В этом последнем случае А. В. близко подходят к V. В., но и между ними также есть большое различие: А. В. обладают бблыпим числом несущественных подробностей, носят телесный характер, по своей живости приближаются к восприятиям. Все указанные психические процессы—N. В., А. В., V. В.—являются процессами, отличными друг от друга, но все они образуют непрерывный восходящий ряд образов памяти, к-рые иногда практически бывает трудно отделить одни от других. Сопоставив так близко А. В. с N. В. и с V. В., Енш хотел обратить внимание, что здесь дело идет не о пат. свойстве, а о физиологически и психологически нормальном явлении. Для него Э. является совершенно закономерной и необходимой фазой в развитии памяти, фазой, через к-рую проходят все дети. Развитие памяти, по Еншу, шло в следующем виде: первоначальным стадием в развитии памяти является стадий эйдетического образа, или недиференцированного единства, к-рое путем диференциации превращается, с одной стороны, в восприятие, а с другой— в представление. В детской, еще только слагающейся, не завершившей диференцировки психике нет четкого разделения между восприятием и представлением, там оперирование с эйдетическими образами кажется прямой необходимостью. Не у всех детей это явление встречается в совершенно одинаковой форме—оно обнаруживает различные ступени своего развития и различные степени яркости. Енш различает 5 таких ступеней развития эйдетизма — от ярко выраженного явления в постепенной градации до лятентного состояния. Под лятент-ным эйдетизмом Енш подразумевает наличие этой формы памяти, но только в скрытом виде и обнаруживаемой только косвенным путем. Но даже и в лятентном состоянии эйдетизм оказывает влияние на всю психическую жизнь его обладателя. А. В. проявляют существенную связь как с деятельностью восприятия, так и с деятельностью мышления, особенно на ранних стадиях развития психики; к механизму зрительных восприятий примешиваются и А. В., возникшие при прежних восприятиях данных предметов. Еще Гельмгольц ставил вопрос, почему предметы при удалении от глаз сохраняют относительно свою постоянную величину; он объяснял это бессознательным умозаключением или действием памяти. Исследование Енша всецело подтвердило его предположение. Роль памяти здесь играют А. В.: благодаря присоединению их к непосредственному восприятию создается возможность видеть вещи с относительным постоянством; изображение предмета на сетчатке нашего глаза уменьшается пропорционально удалению предмета от глаз, а эйдетический образ, наоборот, растет по мере удаления от глаз; воспринимаемая нами величина действительного предмета является как бы средней величиной, к-рая получается в ре- зультате совместного действия реального уменьшающегося раздражения и увеличивающегося эйдетического образа. Енш утверждает, что весь мир наших восприятий строится на присоединении эйдетических образов к реальным раздражениям. Эйдетические образы оказывают влияние и на деятельность мышления. Благодаря пластичности своих образов эйдетики могут переключать нек-рые интелекту-альные задачи в оптические образы. Это дало Еншу основание для предположения, что решение практических задач высшими обезьянами, описанное Келлером, происходит также с участием эйдетических образов. Но у эйдетиков Енш выделяет и более сложные процессы объединения и слияния образов, подобные образованию понятий в отвлеченном мышлении: понятие у эйдетика образуется не из простого смешения отдельных образов и отбора общих частей—у него возникает динамическая схема, динамический образ, при котором все индивиды сохранены в эйдетическом синтезе. Эту форму образования понятия Енш называет флюксией. Он выделяет и еще одну форму образования понятий—осмысленную композицию: из различных образов отбираются такие черты, к-рые вместе дают возможность новой осмысленной образной конструкции. Эйдетические образы оказывают большое влияние и на деятельность воображения: эйдетик в яркой пластической форме комбинирует образы прошлого опыта. Нужно отметить очень большое влияние эмоциональных переживаний при возникновении А. В. Опыт с вызыванием произвольных А. В. лучше удается в том случае, если у эйдетика есть внутренняя заинтересованность объектом; анализ спонтанно возникших А. В. может вскрыть идеалы эйдетиков и их особые интересы. Для Енша и его учеников Э.—неизбежный стадий развития для 8—15-летнего возраста, хотя и не все обладают одинаково яркой способностью. Ученик Енша, Кро, нашел, что число ярко выраженных эйдетиков среди детей в Марбурге— 40%; эта цифра может быть принята для всей Центральной Европы. Наименьшим возрастом, в котором экспериментально была обнаружена эйдетическая способность, оказался возраст 6 лет; дети моложе этого возраста не могут разбираться в своих переживаниях. Высшая точка (акте) Э. падает на 14—15 лет, а в дальнейшем развивается торможение, к-рое приводит к исчезновению этой способности. Среди взрослых Кро находит 7% эйдетиков. Какое количество эйдетиков среди детей в СССР—не установлено. Явления Э. обнаруживают большую зависимость от местности, географических условий, индивидуальности, возраста, конституции. Сами эйдетические образы по своему характеру оказываются различными у различных людей. Для исследователей естественно было искать среди них типологические особенности. Исследования в этом направлении произвел брат Э. Енша—врач-терапевт В. Енш; он выявил среди эйдетиков два совершенно разнообразных типа лиц, с различными эйдетическими образами и соответственно с этим с различной физ. и псих, структурой личности. Один он называет тетаноидом—Т-типом; его пат. выражением является тетания. В его со-матике обращает на себя внимание вялая мимика, тусклый блеск глаз, неуклюжесть или, 1J7 17» наоборот, рассчитанная педантичность всех действий. С неврологической стороны отмечается повышенная механическая и гальваническая возбудимость всех периферических нервов (моторных, чувствительных и сенсорных), всегда имеется симптом Хвостека, встречаются жалобы на судороги в икроножных мышцах, в стопе, на различные парестезии. Часто бывают фобии, разговор по ночам, ночные страхи, снохождение. А. В. этого типа приближаются к N. В., т. е. окрашены в дополнительный цвет, возникают главным образом под влиянием зрительных раздражений; они обнаруживают малую связь с психической жизнью, с воображением и эмоциональностью; самые образы воспринимаются Т-типом как нечто чуждое и навязчивое и обнаруживают ббльшую зависимость-от физиологических и чувственных, чем от психологических, факторов, т. е. от яркости самого рисунка, от длительности фиксации, освещения и т. д.; обладающий этими образами тип замкнут, погружен в себя, пассивен, вял, склонен к депрессии. Другой тип—базедовоид, или Б-тип; это пси-хофизиол. конституция, крайнее выражение к-рой находится в картине б-ни Базедова; в нормальных вариантах этой конституции различаются как бы ослабленные симптомы того же склада личности и строения организма. Этот тип характеризуется симптомами, наблюдаемыми обычно при повышенной функции щитовидной железы; он отличается психо-веге-тативной возбудимостью, изменчивостью пульса, вазомоторными явлениями; даже по внешнему виду его можно отличить по блестящим глазам, экзофтальму, общей легкой возбудимости и т. п.; у него отмечается тахикардия, повышенное потоотделение; порой бывает увеличена щитовидная железа. Его А. В. приближаются к представлениям, окрашены соответственно первичному образу и обнаруживают зависимость от эмоциональной жизни и воображения; они динамичны и субъективно приятны переживающему их лицу, т. к. они всецело слиты с интересами его личности и он о них охотно говорит. Психически это тип синтон-ный, легко подвижный, изменяющийся в своем настроении. Чистые типы встречаются редко, чаще бывают смешанные типы с преобладанием черт того или другого типа. Многие исследования показали, что явления эйдетизма находятся в прямой зависимости от химического воздействия на организм. Так, Т-тип при приеме кальция обнаруживает ослабление Э. В построении типов В. Енша видно влияние Креч-мора, хотя Енш и относится отрицательно к морфол. классификационной схеме Кречмера, считая ее слишком грубой, базирующейся на неглубоких научных предпосылках. В противоположность корреляционной схеме Кречмера он хотел дать фнкц. рассмотрение человеческой личности. Но вслед за Кречмером он также исходил от определенных нозологических единиц и пришел к норме: Т-тип близок к угловатому аутичному схизоиду, Б-тип— гармоничному, синтонному циклоиду. В литературе наибольшей критике подвергается указанное типологическое разделение эйдетиков. На опыте не подтверждается- соответствие между конституциональными типами Б и Т и признаками А. Б., свойственными тому и другому типу. Эйдетическое исследование, к-рое привело-Э. и В. Енш к учению о конституциях, вводит" генетическую точку зрения в само это исследование. Э. Енш, пользуясь данными Леви-Брголя, устанавливает существование эйдетической фазыу первобытных народов. В процессе-исторического развития психики зрительный тип есть по времени более ранний и представляет первоначальное нерасчлененное единство чувственного переживания, из к-рого выделяются, с одной стороны, восприятия, с другой — представления. Эйдетизмом примитивных народов объясняются нек-рые особенности.^ примитивного языка (к-рый поражает богат-* ством конкретных слов), искусства, содержание многих саг и мифов, а также одушевление природы. Исследователи сравнивают юных эйдетиков, которые с легкостью проецировали-. ■ картины на голубом небе или на одноцветных облаках, с суеверными людьми прошлого, которые под влиянием своих внезапно возникших образов населяли небо сверхъестественными существами; о том, что Э. надо скорее искать на почве примитивности, доказывают наблюдения, по к-рым в деревне эйдетики встречались чаще, чем в городе. ЧтоЭ.—ранняя фаза развития, говорит и то обстоятельство, что у взрослых он встречается редко (7%), а если и встречается, то, по Еншу, у них наблюдаются и некоторые особенности недиференцированной психики: их восприятия, представления, даже высшие формы мышления пластичны; чувственные переживания у них преобладают над. абстрактно-логическими построениями, им скорее свойственно художественное, образное-мышление; среди художников большой процент эйдетиков. Для психопатологии Э. может представлять интерес в том отношении, что ряд галлюцинаторных переживаний б-ных может быть поставлен в связь с их эйдетическим предрасположением. Э. Енш в 1925 г. на съезде в Кас-селе выставил требование, чтобы в учении о галлюцинациях и псевдогаллюцинациях наряду с мед. данными принимались бы в учет и эйдетические исследования. Все те случаи, где галлюцинации носят стойкий, пластический характер, могут вызывать предположение, что» галлюцинанты — эйдетики. В случаях delirium tremens было обнаружено у б-ных после-приступа наличие эйдетических явлений, к-рые исчезали по выздоровлении, а их повторное возвращение свидетельствовало о новом приближении приступа (наблюдения проф. Е. Попова, доложенные на конференции в Киеве в декабре 1934 г.). У детей-эйдетиков невротического склада эйдетические образы перед наступлением сна носят характер гипнагогиче-ских галлюцинаций, неприятные эйдетические-образы навязчивого характера могут быть у них источником страхов, преимущественно в вечернюю и ночную пору. Сфера влияния Э. довольно велика и значительна: под влиянием его перестраивается традиционное учение о памяти, восприятии, конкретном типе мышления, воспоминании, воображении и образовании понятия в подростковом возрасте. Но Э. Енш не захотел ограничиться просто анализом эйдетических образов, с чего он начал, он стремится Э. превратить в целое миросозерцание: он и его ученики пытаются видеть в Э. первичное психическое явление, определяющее в дальнейшем всю психику. Это приводит Енша к построению' 'Идеалистического учения об автономном развитии психических процессов вне всякой связи ••с конкретными историческими условиями; наоборот, Енш сложные социальные явления пытается вывести из элементарных психических • функций. Свою философию Енш называет психонатурализмом, или реалистическим идеализмом; реакционный характер его идеалистических тенденций сказался особенно отчетливо в последнее время, когда он открыто стал на •сторону фашизма, являясь одним из ого пламенных апологетов. Лит.: Выготский Л., Эйдетика (Основные тече-■ ния современной психологии, Сборник под ред. В. Фин-герта и М. Ширвинда, М.— Л., 1930); Кононова М., Эйдетические явления и их отношение к психопатологии, Журн. невропатол. и психиатр, им. Корсакова, 1929, № 1 (лит.); она я; е, Особенности страхов у детей-эйдетиков с невропатическими реакциями (Психиатрическая больница на путях реконструкции, Сб. работ психиатрической б-цы им. Кащенко, под ред. И. Кога-нович, М.—Л., 1934); Лепи-Брюль Л., Первобытное мышление, М., 1930; Фашизм в психоневрологии, изд. ВИЭМ, М.—Л., 1934; Jaensch Е., Ober den Auf-bau der Wahrnehrmingswelt, Lpz., 1927; он же, Die Eidetik und dio typologische Forschungsmethode, Lpz., 1927; Jaensch W., &rundzuge einer Physiologie und Klinik d. psychophysischen Personlichkeit, Lpz., 1926; Popow E., Optische Hallucinationen und optischer Eidetismus bei Deliriumtremens, Zeitschr. f. die ges. Neural. u. Psychiatrie, B. CLI, H. 2, 1934. M. Кононова.

Большая медицинская энциклопедия. 1970.

Поможем написать реферат
Синонимы:

Полезное


Смотреть что такое "ЭЙДЕТИЗМ" в других словарях:

  • эйдетизм — (от греч. eidos вид, образ) способность нек рых индивидов (эйдетиков) к сохранению и воспроизведению чрезвычайно живого и детального образа воспринятых ранее предметов и сцен. Первые систематические наблюдения Э. были проведены в начале нашего… …   Большая психологическая энциклопедия

  • ЭЙДЕТИЗМ — ЭЙДЕТИЗМ, ЭЙДЕТИКА [< гр. eidos образ] психол. 1) разновидность образной памяти, способность сохранять яркие образы предметов долгое время спустя после исчезновения их из поля зрения; 2) направление прикладной психологии, изучающее способность… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • ЭЙДЕТИЗМ — (от греч. eidos образ) разновидность образной памяти, выраженная в сохранении ярких, наглядных образов предметов по прекращении их воздействия на органы чувств. Обладающий эйдетизмом человек не воспроизводит в памяти воспринимавшиеся им предметы …   Большой Энциклопедический словарь

  • Эйдетизм — (от греч. eidos образ, внешний вид) способность к воспроизведению в плане представлений предметов со всеми их деталями …   Психологический словарь

  • ЭЙДЕТИЗМ —         (от греч. вид, образ), особый картинный характер памяти, преим. на зрит. впечатления, позволяющий удерживать и воспроизводить чрезвычайно живой образ воспринятого ранее предмета, по своей наглядности и детальности почти не уступающий… …   Философская энциклопедия

  • эйдетизм — сущ., кол во синонимов: 1 • память (16) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 …   Словарь синонимов

  • ЭЙДЕТИЗМ — (от греч. eidos вид, образ) англ. eidetism; нем. Eudetis mus. Своеобразная разновидность образной памяти, заключающаяся в способности сохранять и воспроизводить яркие образы предметов по прекращении их воздействия на органы чувств. Antinazi.… …   Энциклопедия социологии

  • Эйдетизм — В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете …   Википедия

  • эйдетизм — а; м. [греч. eidos образ] Психол. Разновидность образной памяти, проявляющаяся в способности сохраненять яркие образы предметов на протяжении длительного времени. ◁ Эйдетический (см.). * * * эйдетизм (от греч. éidos  образ), разновидность… …   Энциклопедический словарь

  • Эйдетизм — след только что закончившегося возбуждения в каком либо анализаторе в виде четкого и яркого образа. * * * (греч. eidos – вид, образ) – термин Urbantschisch (1907), Jaensсn (1911), обозначает способность произвольно вызывать и длительное время… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»